Осталось три недели до дефолта. Чем грозит отказ России от выплаты внешнего долга. Чем дефолт грозит россиянам?

 С момента начала «спецоперации» санкционные ограничения против России запустили эффект домино. И по мере военной эскалации ограничений становится все больше. Сейчас Россия действительно оказалась на грани дефолта из-за отсутствия доступа к своим резервам за рубежом.

Осталось три недели до дефолта. Чем грозит отказ России от выплаты внешнего долга. Чем дефолт грозит россиянам?

У Минфина все еще есть возможности платить по обязательствам, но политика сопротивления Западу сильнее, чем желание избежать дефолта. Сколько осталось времени у российской экономики и чем обернется для страны дефолт-2022?

Почему вообще заговорили о дефолте?

Рейтинговые агентства и многочисленные эксперты уже почти месяц предсказывают России дефолт на фоне масштабных санкций стран Запада из-за войны в Украине. В начале марта американская финансовая корпорация Morgan Stanley предрекла дефолт по российским бумагам уже в середине апреля.

Крупнейшие рейтинговые агентства почти синхронно снижали рейтинг страны до «мусорного», а потом и вовсе отозвали их. В мире около 50 государств не имеют суверенного рейтинга, присвоенного международными агентствами. Большинство из них — страны Африки и островные государства. Но стран, которых именно лишили оценки, — не так много.

Например, в 2008-м Fitch отозвало рейтинги Ирана, поскольку истек срок последних гособлигаций страны в иностранной валюте. И с тех пор Fitch Ирану рейтингов не присваивает — как и все остальные международные рейтинговые агентства.

Осталось три недели до дефолта. Чем грозит отказ России от выплаты внешнего долга

С начала «спецоперации» в Украине часть резервов Центробанка — порядка 300 млрд долларов — была заморожена из-за санкций, ряд крупнейших российских банков попали в список SDN (Specially Designated Nationals List в котором перечислены люди, организации и корабли, с которыми гражданам США и постоянным жителям страны запрещено заниматься бизнесом), что делает их фактически изолированными от финансовой системы западных стран, эти же банки уже отключены от системы SWIFT.

Все эти ограничительные меры уже затруднили техническую возможность выплат по обязательствам России в иностранной валюте. Минфин в такой ситуации объявил о выплатах по долгам в рублях, что уже само по себе является нарушением обязательств, а, значит, и техническим дефолтом.

«Заявления о том, что Россия не может выполнить свои обязательства по госдолгу, не соответствуют действительности. У нас есть необходимый объем средств для обслуживания наших обязательств. Заморозку валютных счетов Банка России и правительства РФ можно расценивать как желание ряда зарубежных стран организовать искусственный дефолт, не имеющий под собой реальных экономических оснований. Мы готовы также проводить оплаты и в рублях по курсу Банка России на дату платежа», — так описывал ситуацию с долгами министр финансов Антон Силуанов. 

Именно из-за «рублевого» ответа России в стране вновь прозвучало слово «дефолт», которое ассоциируется у населения с полным крахом экономики, обнищанием и безработицей. В широком смысле дефолт — это нарушение обязательств по контракту. А в современном финансовом мире под дефолтом чаще всего имеют в виду неспособность должника выполнить свои финансовые обязательства.

Хочет ли Россия избежать дефолта?


Хочет ли Россия избежать дефолта?

На начало 2022 года общий внешний долг России составлял 478 млрд долларов. Это чуть меньше 30% российского ВВП. Эту цифру нельзя назвать большой по сравнению с долгами некоторых других стран. Например, внешний долг Германии превышает 50% ВВП, Великобритании — 90%, а США — более 100% ВВП. Поэтому до «спецоперации» долги России не вызывали у иностранных инвесторов особых опасений. Из материалов Минфина следует,  что в этом году Россия должна погасить долговые обязательства на сумму 2,6 млрд долларов, включая 2,5 млрд — по государственным ценным бумагам (в иностранной валюте), и 132 млн долларов — по кредитам иностранных правительств, международных финансовых организаций и иностранных юрлиц.

Первый тревожный дедлайн Россия миновала 16 марта. Тогда страна должна была погасить выплаты по процентам на 117 млн долларов. Антон Силуанов заранее предупреждал: на тот случай, если платеж в долларах не будет исполнен, уже оформлена рублевая платежка. То есть Минфин подготовил распоряжение оплатить рублями — опасаясь, что банк откажется провести долларовый платеж из-за санкций. Платежное поручение тогда все-таки исполнили в валюте, деньги поступили американскому банку Citi. Ситуация повторилась и 21 марта. Платеж на 66 млн долларов для иностранных держателей российских облигаций успешно провел американский банк-корреспондент JPMorgan Chase.

Но уже 4 апреля возникла та самая ситуация, когда Россия не смогла перечислить деньги в иностранной валюте —  наступил срок погашения крупнейшего из платежей, включая основной в размере 552 млн долларов. До начала апреля американские регуляторы позволяли Минфину погашать платежи по суверенным облигациям в долларах из средств замороженных резервов ЦБ. Но после эскалации военных действий в Буче, Ирпене и других городах под Киевом, Минфин США запретил списывать деньги с замороженных российских счетов. «Россия должна выбирать между истощением оставшихся ценных долларовых резервов, поступлением новых доходов или дефолтом», — заявил представитель американского ведомства. 

Россия должна выбирать между истощением оставшихся ценных долларовых резервов, поступлением новых доходов или дефолтом», — заявил представитель американского ведомства.

Таким образом, российский Минфин впервые не смог провести выплаты по евробондам в долларах из-за отказа иностранного банка-корреспондента исполнять платежное поручение на общую сумму $649 млн, объявило ведомство. Деньги Россия перечислила в «Национальный расчетный депозитарий» в рублях.

Если за 30 дней ситуация с оплатой не изменится, то расчет в рублях по валютному долгу автоматически означает дефолт России. Таким образом, он может наступить уже 4 мая. Согласно международной практике, заемщика в случае невыполнения его долговых обязательств не сразу объявляют неплатежеспособным, иными словами банкротом. Сбой в обслуживании долга сначала считают «техническим дефолтом» - и дают время на то, чтобы уладить проблемы.

Получив отказ иностранного банка-корреспондента, Россия могла бы попробовать перечислить ему рубли и попросить купить валюту. Но перевод средств сразу в рублях, вероятно, означает, что других действий предприниматься не будет, объясняет изданию The Bell главный стратег компании «Атон» Александр Кудрин.

Россия могла бы прибегнуть к помощи Газпромбанка, через который проходит валюта от экспорта газа, или попытаться конвертировать рублевые резервы в доллары и таким образом расплатиться с кредиторами не в рублях. Но даже такие способы все равно не защищают страну от технического дефолта, который может объявить Минфин США, анализирует профессор ВШЭ Евгений Коган. 

Дефолт, если он вдруг возникнет, это, скорее, вопрос принципа, считает экономист Яков Миркин: «Вы против всех норм права заморозили наши активы – мы не будем платить по нашим обязательствам или заплатим, но в рублях. Но, все-таки, может ли быть такой отказ «из принципа» платить по долгам именно сейчас, когда на Россию оказывается сильнейшее санкционное давление и часть ее валютных резервов заморожена? Да, такая вероятность — «из принципа» — конечно, есть. И она достаточно велика, раз идет война санкций, война финансов».

Сергей Гуриев
«Может ли дефолт заставить ЦБ и Кремль сесть за стол переговоров? Нет, это не самая важная проблема. Кремль сядет за стол переговоров тогда, когда поймет, что у него кончились деньги, чтобы платить солдатам, закупать импортные технологии и комплектующие для производства новых танков и ракет», — пишет в колонке для The Insider профессор экономики Сергей Гуриев.  

В связи со сложившейся ситуацией международное рейтинговое агентство S&P Global Ratings 9 апреля понизило долгосрочный и краткосрочный рейтинги Российской Федерации в иностранной валюте до «SD», то есть выборочного дефолта, говорится в пресс-релизе агентства.

В текущих условиях в России возможен только искусственно созданный дефолт, заявили в Кремле, добавив, что страна обладает необходимыми ресурсами для погашения обязательств по внешнему долгу:

Если России все-таки объявят дефолт, то Минфин намерен обращаться в суд, заявил министр Антон Силуанов. По его мнению, страны Запада стараются искусственно создать «рукотворный дефолт». «Дефолт — это удар по имиджу страны как надежного заемщика, Запад будет всеми силами стараться реализовать это», — добавил Силуанов.

Чем дефолт грозит россиянам и стране? 

Чем дефолт грозит россиянам и стране?


Угроза дефолта в нынешнем виде идет не от неспособности заплатить (как это было в 1998-ом году), а от желания не делать платежей в валюте. То есть в 2022 году риски связаны не с материальным положением, а с изменившимся позиционированием России на международной арене. Россия могла бы попытаться спасти себя от дефолта — например, скупив бумаги за счет оставшихся валютных резервов. Но это бессмысленно, ведь дефолт — далеко не самая большая проблема страны прямо сейчас, объясняет в интервью «Медузе» экономист Олег Буклемишев, который во время дефолта 1998-го работал в Минфине и потом участвовал в переговорах о реструктуризации российских долгов.

Кроме этого, когда страна не может выплатить деньги в иностранной валюте по одному выпуску облигаций, может возникнуть кросс-дефолт — ситуация, которая позволяет держателям всех остальных выпусков евробондов предъявить их к досрочному погашению. Вполне вероятно, что эффект от кросс-дефолта не будет иметь разрушительных последствий для России, полагает ректор Российской экономической школы Рубен Ениколопов:

Даже если и дальше расплачиваться в рублях — это большие деньги для бюджета страны. А средства России сейчас нужны на другие цели. И для Минфина было бы очень выгодно как раз не допускать этого дефолта, рассказал «МО» один из экспертов по финансовому рынку. В противном случае России придется перекраивать свои расходы, чтобы обеспечить выплаты по обязательствам. Но в целом, добавляет экономист, у страны уже копятся куда бОльшие проблемы по сравнению с дефолтом. Правительство, вероятно, еще не до конца осознает последствия масштабных санкций против финансового сектора и угрозу энергетического эмбарго.

Рубен Ениколопов

Дефолт также может запустить процесс ареста множества объектов, принадлежащих России, или даже конфискации, ведь переговоров о реструктуризации, скорее всего, не будет, указывает Евгений Коган:

Идею о конфискации имущества высказывает и Сергей Гуриев, однако добавляет при этом, что «самое главное зарубежное имущество, резервы Центрального банка, уже заморожено».

Россия не зависит напрямую от своего внешнего долга. Пока экспорт сырья обеспечивает бюджету более-менее стабильный приток денег. Для инвесторов внутри страны риски невелики. У Минфина нет проблем с финансированием в рублях и регулятор не ограничивает выплаты гражданам —  угрозы неплатежей по гособлигациям пока нет.

Но, безусловно, дефолт изолирует Россию от международных рынков капитала на долгие годы, заимствовать деньги будет не просто сложно, а практически невозможно в условиях войны. Но нельзя сказать, что даже это как-то сильно изменит и без того тяжелую ситуацию в экономике. Россия и без дефолта не может занимать деньги, потому что для кредиторов — это санкционные риски, и рынок облигаций уже все меньше доступен иностранным инвесторам, которые  стараются выходить или уже вышли из российских активов. Курс рубля, несмотря на его резкое укрепление, все равно невозможно предсказать, западные компании покинули Россию одна за другой, инфляция не прекращает расти, ставка Банка России в 17% фактически останавливает кредитную активность и валютный контроль по-прежнему в действии.

Все это уже можно назвать серьезным финансовым кризисом как для экономики в целом, так и для людей. Поэтому дефолт, которым пугают рейтинговые агентства уже вообще не так страшен, сходятся во мнении многие российские экономисты. В сложившихся условиях гораздо большие риски несут изменившиеся экономические условия, нежели возможный дефолт правительства, согласен аналитик Александр Кудрин.


Комментарии